Не ждать милости от солнца, а впрячь его в колесницу генерации
Аналитическим центром при правительстве РФ подготовлен новый аналитический бюллетень. Посвящен он развитию солнечной энергетики. Выпуск подготовлен авторским коллективом под руководством главного советника руководителя Аналитического центра, профессора Леонида Григорьева в составе: Виктория Гимади Александр Амирагян Ирина Поминова Александр Курдин Олег Колобов Александр Мартынюк Дарья Нестер Святослав Пих.
Во вступительном комметнарии Леонид Григорьев пишет:
– Солнечная энергетика показывает быстрые темпы развития с ожидаемым выходом к 2040 году на уровень 6,2% мирового производства электроэнергии. Постепенное снижение удельных капитальных затрат приближает эту ветвь энергетики к рентабельности.
В России масштабы использования солнечной энергии пока невелики, хотя в малых масштабах развитие идет. Учитывая избыток мощностей в «большой» энергетике, солнечные электростанции целесообразно строить в удаленных и изолированных районах, куда завоз традиционного топлива дорог.
А вот новая администрация президента США Д.Трампа оказалась необычайно быстрой в формулировании планов. В энергетике общие намерения обозначены как дальнейшие шаги к энергетической независимости от стран, тем или иным образом создающих проблемы для США. Эта задача появилась еще при президенте Дж.Картере после энергетического и мирового экономического кризиса 1973-1975 годов. США снизили зависимость от импорта энергоресурсов (особенно с учетом поставок из Канады и Мексики), но до полной независимости пока далеко. Эти шаги в краткосрочном плане не изменят ситуацию на рынках, а последствия в долгосрочном плане еще неочевидны. При этом новые подходы США к борьбе с изменением климата существенно повлияют на мировую политику.
Развитие солнечной электроэнергетики в мире и России
Солнечная энергетика пока занимает небольшую долю в структуре мирового производства электроэнергии, но ее роль стремительно растет. При этом в последнее время она получает распространение не только благодаря разнообразным мерам государственной поддержки, но и по причине видимых результатов ее проведения – технологической зрелости отрасли и в отдельных случаях экономической конкурентоспособности. Россия пока не может похвастаться «солнечными» гигаваттами, однако отрасль находится в начальной стадии развития, а солнечные электростанции в отличие от Европы строятся не повсеместно, а в регионах с наиболее благоприятными природнолиматическими условиями и в изолированных энергорайонах, где использование ВИЭ характеризуется высокой эффективностью.
Наиболее быстро развивающийся вид ВИЭ
Доля солнечной электроэнергетики в электрогенерации на основе ВИЭ составляет всего около 5% (без учета гидроэнергетики – 16%). Тем не менее, авторы бюллетеня отмечают, что солнечная энергетика является наиболее быстро развивающимся видом ВИЭ в производстве электроэнергии. По оценкам МЭА, в 2015 году выработка электроэнергии на фотоэлектрических станциях в мире достигла 233 ТВ·ч, что на 23% больше уровня 2014 года. Установленные мощности составили почти 225 ГВт (это сопоставимо с совокупной мощностью электростанций ЕЭС России), а в 2016 году, по оценкам МЭА, должны были возрасти до 288 ГВт. Так, по оценкам компании Global Data, мощности фотоэлектрических станций в 2016 году приблизились к 295 ГВт.
Лидером по вводу новых мощностей солнечной энергетики является Китай. Ожидается, что к 2020 году его суммарные мощности солнечных электростанций достигнут 110 ГВт. Также интенсивный рост солнечных электростанций ожидается в других странах АТР, включая Индию и США. Субсидирование проектов по строительству солнечных электростанций остается серьезным стимулом развития отрасли по всему миру. С другой стороны, в последние годы наблюдается стремительный рост конкурентоспособности фотоэлектрических станций.
В России – на начальном этапе развития
Авторы бюллетеня констатируют тот факт, что солнечная энергетика в России как отрасль сформировалась лишь несколько лет назад и все еще находится на начальном этапе развития, главным импульсом которого стало создание государственной системы поддержки развития генерации на основе ВИЭ.
Общеизвестно, что в ее основу легло постановление Правительства Российской Федерации №449, принятое в мае 2013 г., которое утвердило механизм поддержки ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ДПМ ВИЭ – специальные договоры на строительство генерирующих объектов ВИЭ, отобранных на конкурсной основе, гарантирующие инвестору стабильную доходность в течение 15 лет при условии своевременной сдачи объекта в эксплуатацию и обеспечения необходимого уровня локализации).
В 2015 году был утвержден механизм поддержки ВИЭ на розничном рынке электроэнергии (постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. №47), а также ряд нормативных правовых актов, нацеленных на стимулирование развития ВИЭ в стране в целом.
Проведение первого конкурсного отбора проектов по ДПМ ВИЭ в 2013 году позволило очертить первоначальную структуру отрасли, которая по истечении четырех лет не претерпела серьезных изменений. Исключением является «китайская» компания ООО «Солар Системс», которая вышла на рынок в 2014 году и в настоящее время занимает 20,3% рынка проектов по строительству солнечных электростанций. Крупнейшим игроком в России остается ГК «Энергия Солнца», на которую приходится 35,5% проектов строительства СЭС в России, отобранных в 2013-2016 годах. Далее идут ООО «Авелар Солар Технолоджи» (ГК «Хевел») с долей равной 29,5%, а также упомянутая ранее «Солар Системс».
Несмотря на повышенный интерес инвесторов к СЭС (для сравнения: по ветряным электростанциям и малым ГЭС в 2013-2016 годах было отобрано всего 191 МВт и 70 МВт соответственно), плановый объем ввода мощностей, отобранный по итогам четырех конкурсов, пока сильно расходится с их фактическим вводом. Так, по данным Минэнерго России и компаний, мощность введенных в России СЭС по ДПМ ВИЭ по состоянию на конец 2016 года составила 80 МВт (Таблица 2), что более чем на 294 МВт меньше планового объема ввода. Такая ситуация может быть объяснена возможным получением отсрочки, а также отсутствием собственных производств необходимого оборудования. Так, обладатель крупнейшего портфеля проектов СЭС в России – ГК «Энергия Солнца» – пока не завершил строительство ни одной крупной СЭС. Завод по производству кремниевых пластин еще не построен, хотя, по данным компании, площадка для него организована. Выходом из ситуации может стать покупка оборудования у конкурентов, которые обзавелись собственными заводами. Такие имеются у «Авелар Солар Технолоджи» (Ново-чебоксарский завод солнечных модулей полного цикла мощностью 160 МВт в год) и «ЕвроСибЭнерго» (заводы по выращиванию слитков мультикристаллического кремния в г. Ангарске и сборке инверторов в г. Дивногорске) и созданы для обеспечения необходимого уровня локализации. Планы по строительству собственного завода есть у «Солар Системс» (завод по производству солнечных батарей из монокремния в Татарстане мощностью 100 МВт в год). Есть также независимые участники отрасли, например, ООО «Гелиос-Ресурс» (производство компонентов для СЭС). Расширение существующих и строительство новых производств компонентов для СЭС должно дать дополнительный импульс развитию солнечной энергетики в России, способствуя снижению капитальных затрат и повышению конкурентоспособности проектов по строительству СЭС за счет эффекта от масштаба. При этом производимая продукция сможет найти потребителя не только внутри России, но и в соседних странах, главным образом в партнерах по ЕАЭС. Так, в период до 2018-2025 годов в Армении, Казахстане и Кыргызстане планируется ввести около 400 МВт СЭС, тогда как рынок СНГ до 2020 года оценивается в 5 ГВт СЭС.
Подготовила Натэла Досимова
You may ask exactly how long does weed stay in your hair. Actually, there is no simple, definite answer to the question. That is because the principal psychoactive constituent of cannabis called THC is fat-soluble, not water-soluble, and it can stay in your body for a period of time from a few hours to 90 days and more. For those who are likely to face a hair drug test, here are some facts and tips you should know.