ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТ��КА, ЭНЕРГЕТ��КА, ЭНЕРГЕТ��ЧЕСК��Й ПОРТАЛ, ВЫСТАВК�� ЭНЕРГЕТ��КА, ФСК ЕЭС, МРСК, ОГК, ТГК, НОВОСТ�� ЭНЕРГЕТ��КА
Холодно, еще холоднее, или Жаркие дискуссии о тепле

 


 

Холодно, еще холоднее, или Жаркие дискуссии о тепле

 Текущее состояние теплоснабжения в России не просто проблемное. Теплосети продолжают изнашиваться. В городах все чаще происходят аварии, в результате которых без тепла и горячей воды остаются целые микрорайоны. Если в предыдущие годы ситуация оставалась под контролем благодаря заделу еще со времен советской инфраструктуры,то в последние годы естественный износ теплосетей и оборудования все громче заявляют о себе. 

Минстроя на всех может не хватить

 На особый контроль в Министерстве строительства и ЖКХ в этом году попали Ижевск, Смоленск и Санкт-Петербург. Там минувшей зимой происходили тысячи крупных и мелких аварий. Ситуацию пришлось взять на контроль и полпредству по Приволжскому федеральному округу, как результат - на некоторых чиновников Ижевской администрации были заведены уголовные дела. Однако износ сетей настолько критичен, что вряд ли в ближайшее время стоит ожидать уменьшения аварийности на теплотрассах в том же Ижевске. ЖКХ города требует масштабного обновления, однако предпосылок для этого не создано. 

 

 Более того, следующей зимой количество аварийных городов может существенно увеличиться, так как естественный износ теплосетей в большинстве городов России продолжит увеличиваться. Например, для того чтобы сохранить износ сетей на текущем уровне, необходимо обновлять каждый год по 4% труб, из расчета службы стальной трубы 25 лет. Однако в последние годы теплосетевое хозяйство меняет лишь 2-3% труб в год. В итоге, системы теплоснабжения продолжают ветшать, что приводит к резкому росту аварий, снижению надежности, увеличению потерь тепла и ремонтам в авральном режиме, а это до 10 раз дороже планового ремонта. В итоге и без того дефицитные деньги в отрасли тратятся не на обновление инфраструктуры и плановые ремонты, а на потери в сетях и авральные починки. Ситуация критична. Настолько критична, что в ближайшие 3-5 лет на контроле в Минстрое могут оказаться уже не единицы, а десятки городов, так как советский задел прочности улетучивается с каждым отопительным сезоном. Российские же компании пока не готовы к масштабным вложениям в инфраструктуру. 

Эти и другие данные приводились на круглом столе: «Текущее состояние систем теплоснабжения в стране: инерционный путь к деградации», организованный либеральной платформой «Единая Россия». Тема эта оказалась настолько актуальной и животрепещущей, что собрала ведущих представителей отраслевого экспертного сообщества.

От деградации — к модернизации

Координатор партийного проекта "Комфортная правовая среда" партии "Единая Россия", депутат Государственной Думы и сокоординатор Либеральной платформы Рафаэль Марданшин считает:
- Сфера теплоснабжения в нашей стране нуждается в существенном изменении. Это видно невооруженным взглядом: энергоэффективность находится на низком уровне, теплопотери достигают огромных процентов - мы в прямом смысле обогреваем улицу. Эта сфера крайне затратна, однако существует множество предпринимателей, которые в формате государственно-частного партнерства были бы готовы включиться в процесс. В рамках партпроекта "Комфортная правовая среда" мы активно развиваем ГЧП и фактически являемся посредниками между региональной властью и бизнесом.

На сегодняшний день в России 25% труб теплоснабжения нуждаются в незамедлительной замене. За период нынешнего отопительного сезона многочисленные аварии происходили в Твери, Иванове, Нижнем Новгороде и других регионах. Уже стоят на особом контроле в Минстрое Ижевск, Санкт-Петербург и Смоленск.

Причиной сложившейся в отрасли ситуации, как полагает генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» Михаил Кузнецов, стала «историческая» недофинансированность:
- Причем в большей степени недофинансированы именно тепловые сети. Это произошло потому, что они всегда были муниципальными, т.е. своими. Существовало такое хорошее советское мнение – если свои, значит потерпят. Но потерпеть, наверное, могут люди, железо «потерпеть» не очень любит, – сказал он.
Кузнецов также подчеркнул, что последствия такой политики будут наблюдаться в ближайшие годы, поскольку отрасль переживает острый недостаток институциональных мер:
- Чем больше мы тянем с принятием непростых решений, тем дороже в будущем они нам обойдутся, – убежден Кузнецов.

Стоит отметить, что серьезная критика обрушилась на действующий сейчас метод «затраты плюс», при котором цена на теплоэнергию образуется путем прибавления процентной, образующей прибыль надбавки к средним затратам. В конечном счете, такой подход стимулирует неэффективные предприятия. Для получения большей прибыли таким компаниям нужно не модернизировать производство, а, вопреки рыночной логике, лишь планово увеличивать тарифы. В такой ситуации износ сетей растет, а обеспечение функционирования этой системы ложится на плечи потребителей и бюджеты разных уровней.
В то же время, в связи с тем, что разделение теплосетей и сбыта привело к оттоку прибыли из отрасли, с рынка уходят средства, которые следовало бы направить на модернизацию.
- То есть, у нас получается, что чем дольше мы работаем по этой системе, тем больше приводим не просто к физическому развалу этой системы, а к моральному ее развалу, – уверена первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.
По ее мнению, рано или поздно потребитель не выдержит и перейдет на локальное снабжение, обзаведется собственными средствами теплоснабжения.


Проблемы — от неэффективного управления

По словам заместителя министра энергетики Вячеслава Кравченко, схемы теплоснабжения, которые утверждаются на уровне местных властей, допускают избыточность и неэффективность выработки тепла. Он считает, что сложившаяся негативная ситуация удовлетворяет некие интересы, отличные от интересов потребителей тепла.
Появляется новый, никому не нужный источник тепловой генерации со стоимостью существенно выше, чем у ТЭЦ и отбирает у нее объем полезного отпуска.
Вячеслава Кравченко проиллюстрировал свое выступление схемой теплоснабжения некого реального города, в котором ТЭЦ загружена на 57%, и вокруг нее строятся и функционируют котельные, которые, в свою очередь, создают избыток тепловой мощности на 43%. Тарифы этих котельных превышают в разы тарифы ТЭЦ, и эта ситуация «целиком и полностью в компетенции местных органов власти», считает Кравченко.

Количество аварий каждый год растет на 6-7%. МЧС систематически направляет в «кризисные» регионы аварийные прогнозы, в связи с чем возникают вопросы относительно эффективности реакции на них на местах: ситуация фактически только ухудшается.
 

По мнению члена Комиссии РСПП по ЖКХ Парвиза Абдушукурова, проблема в регулировании теплоэнергетического комплекса существует. Был утвержден план действий («дорожная карта») по реформированию теплоэнергетики, однако готовящиеся федеральные законы отходят от идей, описанных в этом документе, который согласован с мнением отраслевого сообщества и одобрен Президентом России. Абдушукуров считает, что ключевые решения по теплу спускаются на местный уровень, а муниципалитеты показывают удручающий рост тарифов для находящихся под их управлением котельных. Так, для Тюмени разница между тарифами составляет 2 тысячи рублей: 3 тысячи рублей у муниципальных котельных, 1 тысяча у всех остальных. То есть, муниципальное управление обходится дороже в три раза.


ЕТО — то или не то?

На круглом столе горячо обсуждалась тема выбора критериев для ЕТО (единой теплоснабжающей организации). По этому вопросу также позиции местных властей и экспертного сообщества существенно расходятся. По критериям, установленным законодательством, ЕТО – крупнейшая и финансово устойчивая организация. По версии региональных чиновников ЕТО – небольшая распределительная теплосеть с миллиардным долгом перед поставщиками. То есть, предложения муниципалитетов заключаются в том, что к сбору всех платежей за тепло должны быть допущены организации с формой собственности, которая не позволит контрагентам компании ни взыскать средства, ни обанкротить ее. Высказывались предложения и о том, чтобы передать функции ЕТО генерирующим компаниям, изъяв их у сетей. Но эти предложения были подвергнуты критике.


Паны дерутся — у мужиков чубы трещат

Не осталось незамеченным выступление заместителя губернатора Тюменской области Вячеслава Вахрина. Он рассказал, что в последние пять лет насущные вопросы в регионе системно прорабатывались. Но признался: нельзя все сваливать на отсутствие средств на ремонт и содержание теплосетей. Они есть. Вероятнее всего, отсутствует достаточный контроль над целевым использованием этих средств.
Поведал областной чиновник и о войне местного значения между «Фортумом» и «СУЭНКО» за статус ЕТО. Он признался, что было сделало поспешное и некорректное определение критерия выбора ЕТО – как обладателя самой большой теплосети:
- Конечно, магистральные сети больше по протяженности, чем распределительные, но это не выбор, а определение ЕТО без вариантов. Но основным критерием должна быть гарантия надежности и качества оказания услуг потребителю, а обеспечить это может только владелец распределительных сетей.
Еще заместитель главы области выразил опасения, что отказ от существующих методов государственного регулирования тарифов увеличит для тюменцев стоимость тепла на 35%.
- Мы ограничиваем предельный рост тарифов, для Тюмени в этом году он составляет 5,9%, — напомнил В. Вахрин, — поэтому рост коммунальных платежей ляжет на региональный бюджет.
А аварии в Тюмени на теплосетях происходят практически ежедневно. Такая ситуация может привести к резкому росту социальной напряженности и срочной необходимости выделения государственных ресурсов для аврального устранения последствий.
Валерий Фадеев, сокоординатор Либеральной платформы партии "Единая Россия", главный редактор журнала «Эксперт» и топ-менеджер «Фортума» Парвиз Абдушукуров раскритиковали деятельность правительств Тюменской и Челябинской областей. Им досталось за задержку с принятием региональных схем теплоснабжения. Споры вокруг данных проектов тянутся довольно долго. В обоих случаях разработкой документов занимался «Фортум», однако убедить уральцев в готовности проектов не удалось. Схему теплоснабжения Челябинска Минэнерго вернуло на доработку (региональные власти отказались передать теплосистему под полный контроль «Фортума»). В Тюмени «Фортум» добивался того же самого, но против выступили уже горожане: документ не прошел процедуру публичных слушаний, тюменцы опасаются резкого роста тарифов.

Самые масштабные вводы будут осуществлены в области тепловой энергетики, однако в этом же секторе запланировано самое большое количество выводов из эксплуатации изношенного оборудования (51,2 ГВт). Общий ввод мощностей к 2030 году составит 173,4 ГВт, а вывод – 67,7 ГВт. Наибольший ввод мощностей в тепловой энергетике придется на ОЭС Центра, ОЭС Урала и Сибири. Так, в ОЭС Урала до 2030 года будет введено 14 ГВт мощности, в ОЭС Центра и ОЭС Сибири по 13 ГВт. 

Нужен баланс интересов

Спор бизнеса и власти попытался разрешить аудитор Счетной палаты Юрий Росляк. Он считает, что при проведении любых реформ нужно соблюсти баланс интересов государства, ресурсоснабжающих организаций и населения. Обеспечить финансирование процесса модернизации системы теплоснабжения будет невозможно без взвешенной и сбалансированной государственной программы. А начинать модернизировать систему нужно повсеместно и незамедлительно. Модель, которая будет выработана, должна касаться интересов всех субъектов и быть единой для всех:
- Главное сегодня — разработать «новую систему дешевых денег, аккумулированных только на модернизацию".
К балансу на круглом столе прийти, увы, не удалось. Да этого, наверное, и не требовалось. Но разговор получился откровенным. Предложений, пожеланий и критики было высказано немало. Рациональных зерен — россыпь. Надо только взяться и работать, не покладая рук.

За работой круглого стола наблюдала Натэла Досимова

 
Super Billiards Expo Artistic Pool Masters
Последний номер "Энерго-info"

Уже распространяется

Подробный анонс...

Выставки и конференции

Электроэнергетика. Энергетика. Энергетический портал "Энерго-info"
© 2019 "Энерго-info". Все права защищены.
тел.: 8(496)727-61-23, 8(926)947-46-88 | Email: info@energo-info.ru
Любое использование материалов возможно только с письменного разрешения Редакции и владельца сайта и при наличии активной ссылки на источник
Портал оптимизирован для работы с браузерами версии IE8 и выше, а также их аналогами. Администрация не гарантирует корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров